Джефф Хилгер имел тыс., идею и проблему. Хилгер, продавец медицинских устройств, управлял компанией JBJ Industries в Миннесоте и в 1986 году придумал идею вместе с несколькими друзьями. Не было хорошего места для смены подгузников. Что если установить станции для смены подгузников в общественных туалетах? Они создали складную станцию, которую можно было монтировать на стену, и запатентовали изобретение.
Проблема заключалась в том, что Хилгеру нужно было заручиться поддержкой отцов — тех, кто не менял подгузники, сидя в зале заседаний. Как только он это сделал, деньги начали поступать. Так же, как и доля рынка: доля Koala Kare на рынке США сейчас оценивается в 85%.
Трудный путь к монополии
Когда Хилгер начал продвигать столы в конце 80-х годов, он раздавал брошюры с изображением любящей семьи, младенца на руках у матери. Это не привлекало внимание преимущественно мужчин-владельцев бизнеса. “Мы должны были заставить их чувствовать себя виноватыми”, — рассказал Хилгер журналу Fortune в 2014 году.
Он создал новую брошюру с женщиной на коленях, окруженной комками туалетной бумаги, меняющей подгузник на полу. Коллективное чувство вины последовало. McDonald’s позвонил, затем Target, затем Burger King. Столы начали продаваться сами собой. К 1993 году они продали 30 тыс. и продавали еще около 1 тыс. в месяц. В том же году они вышли на биржу Nasdaq. К 1997 году Koala была установлена в 200 тыс. туалетов по всей США.
Но после того как Хилгер ушел из Koala в 1996 году, руководство компании совершило ряд неудачных приобретений, пытаясь выйти на рынок игровых площадок и продавая пластиковые конструкции паркам развлечений, игровым площадкам и аэропортам.
Это не увенчалось успехом. В 2003 году компанию исключили из списка Nasdaq. На следующий год, когда Koala Corp. погрязла в долгах, производитель оригинального диспенсера для мыла Bobrick Washroom Equipment вмешался. Компания приобрела подразделение по производству станций для смены подгузников за ,6 млн.
Ее траектория снова пошла вверх, особенно с ростом требований к гендерному равенству. В 2003 году Пенсильвания представила закон о равенстве туалетов, законодательство, которое обязывало устанавливать столы для смены подгузников в мужских туалетах и фактически удвоило бизнес Koala Kare в штате.
Существует ли безвредная монополия?
Антимонопольные законы были впервые созданы в 1890 году, когда Конгресс принял закон, направленный на сохранение “свободной и неограниченной конкуренции как правила торговли”.
“Технически монопольная власть — это способность контролировать выпуск или цену”, — говорит Дженнифер Миличи, партнер WilmerHale и бывший ведущий юрист FTC.
И поскольку это трудно доказать в суде, юристы часто демонстрируют монопольную власть с помощью высокой доли рынка и высоких барьеров для входа на рынок. Судебная практика определяет долю рынка, вызывающую тревогу, на уровне ~65%-70%, но FTC устанавливает ее на уровне 50%.
Но когда речь идет о компаниях, которые процветали благодаря превосходному или инновационному продукту, как Koala Kare, важно помнить, что сами по себе монополии не являются незаконными, говорит Миличи.
“Если у вас есть монополия просто потому, что вы единственный, кто делает что-то, и никто другой не хочет это делать, в этом нет ничего плохого”, — говорит Миличи. “Антимонопольное законодательство США не запрещает монополии. Оно запрещает поведение монополистов.”
Просто потому что компании вроде Crayola и Koala Kare имеют милый общественный имидж — и спасли родителей от множества часов и головных болей — это не значит, что они не являются частью экономической проблемы. В общем случае монополии означают меньше конкуренции, более высокие цены и меньше вариантов для потребителей.
Индустрия станций для смены подгузников не лишена конкуренции: Rubbermaid их производит, как и ASI. Но их конкуренты не специализируются на этом продукте так же, как Koala.
Как отмечает Мэтт Столлер из Американского проекта экономических свобод: “Не применяя антимонопольное законодательство в течение 45 лет, мы позволили всем монополиям существовать”.
Как это повлияет на чемпиона станций для смены подгузников, неясно. Брендан Черри, давний исполнительный директор Koala Corp., не раскрывает данные о продажах или подтверждает цифры доли рынка компании и не ответил на запрос о интервью от The Hustle. Но одно можно сказать наверняка: возможности Koala продолжают расти.